Няня — работник по присмотру и уходу за детьми

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.12.2018 № 769н

Согласно стандарту целью деятельности нянь является присмотр и уход за детьми для обеспечения их психического и физического развития, охраны жизни и здоровья, социальной адаптации.

В функции нянь входит:

  • уход за детьми младенческого возраста (до 1 года);
  • уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет);
  • присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет;
  • присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детьми-инвалидами.

Стандарт устанавливают требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций:

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Присмотр и уход за детьми в организациях и на дому

Код

A

Уровень квалификации

3

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Няня

 

Требования к образованию и обучению

Среднее общее образование и профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки

Требования к опыту практической работы

Особые условия допуска к работе

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[3]

Соблюдение условий, изложенных в статье 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации[4]

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.

Прохождение обучения оказанию первой помощи детям дошкольного возраста

 

Дополнительные характеристики

 

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ[5]

5311

Работники по уходу за детьми

ОКПДТР[6]

15135

Няня

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года)

Код

A/01.3

Уровень (подуровень) квалификации

3

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Смена белья и одежды детей младенческого возраста в соответствии с режимом дня

Приготовление пищи и кормление детей младенческого возраста

Осуществление гигиенического ухода за детьми младенческого возраста

Укладывание детей младенческого возраста в постель и присмотр за ними во время сна

Проведение развивающих игр и упражнений с детьми младенческого возраста в помещении и на свежем воздухе

Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей о самочувствии ребенка

Необходимые умения

Осуществлять замену белья и одежды детей младенческого возраста по мере необходимости

Устанавливать контакт с детьми младенческого возраста с учетом их физического и психического состояния

Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей младенческого возраста в организации ухода за ними

Осуществлять подготовку и проведение кормления детей младенческого возраста

Проводить развивающие игры и упражнения с детьми младенческого возраста

Следить за соблюдением гигиены детей младенческого возраста и проводить гигиенические процедуры

Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста и укреплению их здоровья

Осуществлять присмотр за детьми младенческого возраста с целью обеспечения их безопасности

Оказывать первую помощь детям младенческого возраста, осуществлять вызов медицинских служб или работников

Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности

Осуществлять уход за детьми младенческого возраста с соблюдением санитарно-гигиенического режима

Необходимые знания

Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми младенческого возраста в организованных группах

Содержание деятельности по уходу за детьми младенческого возраста

Современные методы и средства ухода за детьми младенческого возраста

Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей младенческого возраста в организации ухода за ними

Развивающие игры и упражнения для детей младенческого возраста

Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей младенческого возраста с учетом группы здоровья и укреплению их здоровья

Способы оказания первой помощи детям младенческого возраста

Способы обеспечения безопасности деятельности детей младенческого возраста

Требования охраны труда и пожарной безопасности

Другие характеристики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет)

Код

A/02.3

Уровень (подуровень) квалификации

3

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Смена белья и одежды детям раннего возраста по мере необходимости

Помощь детям раннего возраста в приеме пищи, формирование у них навыка самостоятельного приема пищи

Помощь детям раннего возраста при гигиенических процедурах

Организация сна детей раннего возраста

Проведение подвижных, развивающих игр с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе

Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии

Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

Необходимые умения

Осуществлять деятельность по уходу за детьми раннего возраста в соответствии с режимом дня

Осуществлять подготовку к приему пищи детьми, оказывать им помощь в приеме пищи и приучать к самостоятельному приему пищи

Устанавливать контакт с детьми раннего возраста с учетом их физического и психического состояния

Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей в организации ухода за ними

Осуществлять организацию полноценного отдыха, сна детей раннего возраста, присмотр за ними во время сна, оказывать им помощь в подготовке ко сну

Организовывать подвижные, развивающие игры с детьми раннего возраста в помещении и на свежем воздухе

Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья

Осуществлять помощь детям раннего возраста в самообслуживании, при гигиенических процедурах

Осуществлять присмотр за детьми раннего возраста с целью обеспечения их безопасности

Оказывать первую помощь детям раннего возраста; осуществлять вызов медицинских служб или работников

Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности

Необходимые знания

Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми раннего возраста при осуществлении ухода в организованных группах

Содержание деятельности по уходу за детьми раннего возраста

Способы осуществления деятельности по уходу за детьми раннего возраста

Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей раннего возраста в организации ухода за ними

Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей раннего возраста и укреплению их здоровья

Приемы оказания помощи детям раннего возраста в самообслуживании

Способы оказания первой помощи детям раннего возраста

Способы обеспечения безопасности деятельности детей раннего возраста

Требования охраны труда и пожарной безопасности

Другие характеристики

3.1.3. Трудовая функция

Наименование

Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет

Код

A/03.3

Уровень (подуровень) квалификации

3

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в одевании и раздевании по мере необходимости

Оказание помощи детям в возрасте от 3 лет в самостоятельном приеме пищи

Оказание помощи детям дошкольного возраста (от 3 лет) в развитии навыков самообслуживания и гигиены

Присмотр за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) во время сна

Проведение подвижных, развивающих игр с детьми дошкольного возраста (от 3 лет)

Сопровождение детей дошкольного возраста (от 3 лет) на прогулках, занятиях и мероприятиях

Контроль поведения детей дошкольного возраста (от 3 лет) в ситуациях их взаимодействия с другими детьми с целью обеспечения их безопасности

Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей об их самочувствии

Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

Необходимые умения

Устанавливать контакт с детьми дошкольного возраста от 3 лет с учетом их физического и психического состояния

Осуществлять наблюдение за поведением детей дошкольного возраста от 3 лет с целью обеспечения их безопасности в ходе взаимодействия с другими детьми

Оказывать помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в самообслуживании (одевание, раздевание, гигиенические процедуры, прием пищи)

Осуществлять сопровождение детей дошкольного возраста во время прогулок

Организовывать питание детей дошкольного возраста (от 3 лет)

Организовывать полноценный отдых, сон детей дошкольного возраста (от 3 лет), осуществлять присмотр за ними во время сна

Проводить подвижные, развивающие игры с детьми дошкольного возраста (от 3 лет)

Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья

Выполнять требования охраны труда и пожарной безопасности

Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста от 3 лет, осуществлять вызов медицинских служб или работников

Необходимые знания

Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) при осуществлении ухода в организованных группах

Формы и методы наблюдения за психическим и физическим состоянием детей дошкольного возраста от 3 лет

Способы поддержания положительных взаимоотношений в группе детей от 3 лет

Подвижные, развивающие игры для детей дошкольного возраста (от 3 лет)

Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста (от 3 лет) и укреплению их здоровья

Способы оказания помощи детям от 3 лет в самообслуживании

Формы и методы формирования у детей опыта соблюдения правил здорового образа жизни

Способы обеспечения безопасности деятельности детей дошкольного возраста от 3 лет

Способы оказания первой помощи детям дошкольного возраста от 3 лет

Требования охраны труда и пожарной безопасности

Другие характеристики

3.1.4. Трудовая функция

Наименование

Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами

Код

A/04.3

Уровень (подуровень) квалификации

3

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в одевании и раздевании по мере необходимости

Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей

Оказание помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей

Организация полноценного отдыха, сна детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе творческих занятий, развивающих игр с учетом их индивидуальных особенностей

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках

Информирование родителей (законных представителей, родственников) детей с ОВЗ и детей-инвалидов об их самочувствии

Поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек

Необходимые умения

Осуществлять деятельность по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Устанавливать контакт с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом их физического и психического состояния

Учитывать индивидуальные потребности и особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними

Наблюдать за взаимодействием здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, поддерживать их положительные взаимоотношения

Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей

Оказывать помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей

Использовать технические средства реабилитации при организации ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Организовывать полноценный отдых, сон детей с ОВЗ и детей-инвалидов, присмотр за ними во время сна

Учитывать индивидуальные особенности при сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках, в ходе творческих занятий, развивающих игр

Оказывать помощь в организации оздоровительных мероприятий по назначению педиатра, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья

Оказывать первую помощь детям дошкольного возраста с ОВЗ и детям-инвалидам; осуществлять вызов медицинских служб или работников

Необходимые знания

Требования санитарных правил и норм к осуществлению ухода за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в разных типах образовательных и иных организаций, работающих с детьми

Способы осуществления деятельности по уходу за детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Подходы к сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе развивающих игр, творческих занятий, прогулок

Формы и методы проведения оздоровительных мероприятий, способствующих профилактике заболеваний у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов, укреплению их здоровья

Формы и методы формирования у детей с ОВЗ и у детей-инвалидов опыта соблюдения правил здорового образа жизни

Способы поддержания положительных взаимоотношений здоровых детей с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Способы учета индивидуальных потребностей и особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации ухода за ними

Способы оказания первой помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам

Способы обеспечения безопасности деятельности детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Требования охраны труда и пожарной безопасности

Другие характеристики

Профстандарт вступил в силу с 6 января 2019 года.