Текущая редакция статьи 349.4 Трудового кодекса РФ — Особенности регулирования труда отдельных категорий работников кредитных организаций
В случае, если в течение шести месяцев до дня утверждения плана участия Банка России или плана участия государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка размер оплаты труда руководителя банка, в отношении которого Банком России или Агентством осуществляются меры по предупреждению банкротства, его заместителей, членов коллегиального органа банка, главного бухгалтера, его заместителей, руководителя филиала банка, его заместителей, главного бухгалтера филиала, установленный трудовым договором, заключенным с такими лицами, был увеличен по сравнению с размером оплаты труда, существовавшим до начала указанного срока, условия трудового договора, изменяющие размер оплаты труда, прекращают свое действие с даты утверждения плана участия Банком России или Агентством в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
В случае утверждения плана участия Банка России или плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка лицам, указанным в части первой настоящей статьи, выплата выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудового договора (в том числе по инициативе работника или по соглашению сторон), предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами в части, превышающей минимальный размер выплат, предусмотренных статьей 181 настоящего Кодекса, не производится.
В случае отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление банковских операций работодателя — кредитной организации время простоя работников оплачивается в соответствии с частью 2 статьи 157 настоящего Кодекса.
В случае утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка обязательства работодателя, возникшие из трудовых отношений и являющиеся стимулирующими выплатами (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), прекращаются перед лицами, занимающими должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, перед контролирующими банк лицами, определяемыми в соответствии с законодательством о банкротстве.
Комментарий к статье 349.4 ТК РФ
1. Кредитная организация, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
В указанной статье банк определен как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
- привлечение в качестве вкладов денежных средств физических и юридических лиц,
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности,
- платности,
- срочности,
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Кроме того, в указанной статье Федерального закона «О банках и банковской деятельности» различаются следующие виды небанковских кредитных организаций:
1) кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций;
2) кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом. При этом допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России.
2. Комментируемая статья ограничивает возможности увеличения размера оплаты труда для руководителя банка, в отношении которого Агентством по страхованию вкладов (далее — Агентство) осуществляются меры по предупреждению банкротства, а также для его заместителей, членов коллегиального органа банка, главного бухгалтера, его заместителей, руководителя филиала банка, его заместителей, главного бухгалтера филиала. Так, если в течение шести месяцев со дня утверждения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка размер оплаты труда этих лиц был увеличен, то условия трудового договора, изменяющие размер оплаты труда, прекращают свое действие с даты утверждения указанного плана.
3. Агентство создается согласно ст. 14 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов.
4. Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией.
5. Цель деятельности Агентства и его полномочия определены в ст. 15 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Так, целью деятельности Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. При этом осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.
К числу полномочий Агентства отнесены:
1) организация учета банков (ведение реестра банков);
2) осуществление сбора страховых взносов и контроля за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
3) осуществление мероприятий по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;
4) право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и нормативными актами Банка России;
5) инвестирование временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов в депозиты Банка России и (или) в иные активы (объекты инвестирования) в соответствии со ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях, совершение с Банком России сделок РЕПО;
6) право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
7) определение порядка расчета страховых взносов в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
8) осуществление иных полномочий, направленных на достижение поставленных перед Агентством в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и иными федеральными законами целей.
Агентство в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.
Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций — контрагентов Банка России по кредитам.
Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов Агентство на основании актов Правительства Российской Федерации вправе приобретать акции (доли) банков — участников системы страхования вкладов.
При оплате акций (долей) банков в соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» не применяются правила о предельном размере имущественного (неденежного) взноса в уставный капитал кредитной организации (ст. 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), об обязательной оценке имущества, вносимого в уставный капитал, в т.ч. с привлечением независимого оценщика.Порядок оплаты акций (долей) банков в соответствии с указанной частью не распространяется на случаи приобретения акций (долей) Агентством в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
6. Согласно ст. 189.49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» меры по предупреждению банкротства банка могут осуществляться Агентством путем:
1) оказания финансовой помощи, предусмотренной указанной статьей;
2) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в т.ч. перед Банком России;
3) исполнения функций временной администрации по управлению банком в соответствии со ст. 189.34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
4) осуществления иных способов, предусмотренных указанной статьей.
7. Меры по предупреждению банкротства банка с участием Агентства осуществляются на основании утвержденного Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, который должен быть направлен Агентством в Банк России не позднее чем в течение 20 дней со дня направления Агентством уведомления в Банк России о принятии решения о своем участии в предупреждении банкротства банка.
В течение 10 дней со дня получения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Комитет банковского надзора Банка России принимает решение о его утверждении или об отказе в его утверждении.
В случае если план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка предусматривает использование средств Банка России, утвержденный Комитетом банковского надзора Банка России, план подлежит также утверждению Советом директоров Банка России в рамках указанного срока.
Порядок утверждения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, изменений, вносимых в утвержденный Банком России план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, устанавливается нормативным актом Банка России.
В указанном плане устанавливаются формы и объем оказания Агентством финансовой помощи.
При необходимости Агентство вносит в этот план изменения в порядке, предусмотренном для принятия и утверждения этого плана. Комитет банковского надзора Банка России принимает решение об утверждении изменений или об отказе в утверждении изменений в план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка в 10-дневный срок со дня получения Банком России изменений, внесенных в план участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
В период со дня утверждения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня окончания срока его реализации (завершения проведения мер по предупреждению банкротства банка) Агентство ежемесячно представляет в Банк России отчет о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных указанным планом. Состав отчета и порядок его представления устанавливаются нормативным актом Банка России.
В случае принятия решения об отказе в утверждении плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или в случае невозможности выполнения указанного плана, в т.ч. в результате невыполнения указанного плана банком, Банк России отменяет решения, принятые в соответствии с п. 13 ст. 189.47 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Банк России и Агентство обмениваются информацией о наличии оснований, свидетельствующих о невозможности выполнения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
В случае утверждения плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка размер выходных пособий, компенсаций и иных выплат, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами для руководителя банка, его заместителей, членов коллегиального органа банка, главного бухгалтера, его заместителей, руководителей филиала банка, его заместителей, главного бухгалтера филиала в связи с прекращением трудового договора (в т.ч. по инициативе работника или по соглашению сторон), не может превышать трехкратного среднего месячного заработка работника.
В случае отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление банковских операций работодателя — кредитной организации время простоя работников оплачивается как время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, т.е. в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций предусмотрены в ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Согласно ст. 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций.
Рубрики
ТК РФ