Менторы - наставники закрепятся в Российском образовании

В широком смысле — опытный и старший профессионал, который помогает человеку в карьере, даёт советы и смотрит на всё «со стороны». Некоторые люди ищут себе личных менторов — просто чтобы те помогли им, скажем, в работе. 

Российское образование не исключение, менторство позволит расширить возможности и качество образования. Наставничество как траектория развития образования взята на вооружение и Минпросветом. И в том числе — в наиболее гибкой системе дополнительного образования, в кружках и секциях которой, по данным ведомства, занимается сейчас 76% детей.

Между тем наше законодательство не готово к такому повороту событий, констатировали эксперты на заседании расширенного экспертного совета при Комитете по образованию и науке Госдумы.

«Наставничество в системе российского образования имеет большую историю, — напомнила первый зампред думского комитета Любовь Духанина. — Эта сложившаяся система в разное время имела разные формы, по-разному финансировалась и организовывалась. Сейчас она приняла вид менторства — передачи знаний от опытного директора или педагога молодому. Но суть все та же: люди, занимающие одинаковые должности в разных организациях, обмениваются опытом и транслируют лучшие практики. Это позволяет нам уйти в более спокойную, радостную ситуацию взаимодействия в системе образования и улучшить психологическое состояние в ней. А это одна из главных на сегодня задач».

Многое в продвижении наставничества и менторства в наших школах уже делается. Взять хотя бы столичный проект обучения молодых директоров школ, известный под неформальным названием «Тень»: это когда будущий директор, пройдя аттестацию, необходимую, чтобы занять этот пост, до того как приступить к своим обязанностям, проходит трехнедельную обязательную стажировку в школе своего ментора — успешного директора со стажем — и весь рабочий день следует за ним как тень, наблюдая за его работой.

Внедрять наставничество-менторство с подготовки директоров школ начали неспроста:

«Самая большая проблема для современного директора — понять, как вести за собой коллектив в ситуации тотальной неопределенности, когда изменения происходят так быстро, что трудно не только правильно среагировать на них, но даже осмыслить, — обрисовал ситуацию президент Российской академии образования (РАО) Юрий Зинченко. — Поэтому так важно сохранять и транслировать опыт и выбрать правильные форматы для общения с молодым поколением педагогов. Они в этом очень нуждаются! Например, чтобы решать вопросы управления и менеджмента, особенно непростые в условиях ограниченных ресурсов. Или чтобы взаимодействовать с родителями, чьи требования к школе и учителю сейчас заметно возросли. Или чтобы верно выстраивать воспитание да просто человеческое общение с детьми. Все это тоже учитывается в институте менторства».

Под внедрение наставничества заточат и новую систему аттестации учителей. С этой целью в школах помимо учителя вводятся две новые должности: старший учитель и ведущий учитель. Первый займется разработкой вариативных образовательных программ. А вот второй как раз и будет наставником молодежи с минимальной собственной учебной нагрузкой. Правда, данный проект пока не утвержден и дорабатывается в Минпросвете. А вот в системе СПО наставничество вводится уже с лета будущего 2020 года.

0

Автор публикации

не в сети 3 недели

Admin

0
Комментарии: 0Публикации: 624Регистрация: 19-06-2018
Опубликовано
Рубрики
Новости образования и рынка труда
Наши

грамоты

Комментарии (0)