Текущая редакция статьи 371 Трудового кодекса РФ — Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 371 ТК РФ

1. Существуют решения, которые работодатель не вправе принять без учета мнения профсоюзного органа (другого представительного органа работников). В соответствии с ТК работодатель обязан учитывать мнение профсоюзного органа, когда принимает решение по следующим вопросам:

  • о введении и об отмене режима неполного рабочего времени ;
  • о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99;
  • об определении перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем;
  • о разделении рабочего дня на части, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации;
  • об определении порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения;
  • о привлечении работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных
  • об установлении с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков для работников;
  • об утверждении графика отпусков;
  • о введении системы оплаты и стимулирования труда, в т.ч. повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу ;
  • об утверждении формы расчетного листка;
  • об установлении конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • об установлении конкретных доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • об установлении конкретных размеров заработной платы в ночное время;
  • о введении и применении систем нормирования труда;
  • о принятии локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда;
  • о введении мер, предотвращающих массовые увольнения работников;
  • об утверждении правил внутреннего трудового распорядка;
  • о формах подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;
  • об утверждении инструкций по охране труда для работников;
  • об установлении норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения ;
  • об утверждении порядка применения вахтового метода;
  • об увеличении продолжительности вахты до трех месяцев;
  • об утверждении графика работы на вахте;
  • об установлении надбавки за вахтовый метод работы;
  • об определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • об определении размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом во многих случаях упоминаются не только органы профсоюзов, но и представительные органы работников.

Может ли это вызвать разночтения законодательных норм? Нет, поскольку в соответствии со ст. 29 ТК представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Далее ТК устанавливает: работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Таким образом, и в соответствии с законодательством, и по сложившейся практике правом представлять и защищать интересы работников обладают прежде всего профессиональные союзы. При недостаточной представительности профсоюза  или принятии соответствующего решения работниками, не являющимися членами профсоюза, эти работники вправе создать свои представительные органы в порядке, установленном законом.

При этом международная практика исходит из того, что права представительных органов — как профсоюзных, так и непрофсоюзных — равны. Сказанное подтверждает и российский законодатель, поскольку процедура учета мнения представительного органа работников и выборного органа первичной профсоюзной организации едина и определяется ст. 372 ТК.

Исходя из этого, рассматриваемый вопрос должен быть решен следующим образом. В тех случаях, когда в соответствии с ТК требуется учет мнения представителей работников, соответствующие консультации должны быть проведены с любым представителем, уполномоченным работниками, — профессиональным союзом или иным избранным работниками органом.

2. Коллективным договором или локальными нормативными актами могут быть установлены и иные не перечисленные выше вопросы, при решении которых необходим учет мнения соответствующего профсоюзного или иного представительного органа.

3. В соответствии со ст. 8 ТК коллективный договор (соглашение) может предусмотреть принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Это означает, что могут быть определены случаи, когда требуется не учет мнения, а согласие профсоюза на принятие того или иного локального нормативного акта, затрагивающего существенные права и интересы работников. В подобных случаях отсутствие такого согласования влечет невозможность применения такого акта.

0

Автор публикации

не в сети 1 год

AtlasWork

0
Комментарии: 0Публикации: 46422Регистрация: 14-05-2018
Опубликовано
Рубрики
ТК РФ
Наши

грамоты

Комментарии (0)