Текущая редакция статья 53 Трудового кодекса РФ — Основные формы участия работников в управлении организацией
Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашениями;
- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров;
- участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительным документом организации, внутренним регламентом, иным внутренним документом организации, коллективным договором, соглашениями;
- иные формы, определенные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
- реорганизации или ликвидации организации;
- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
- подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
по другим вопросам, предусмотренным настоящим Кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.
Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Комментарий к статье 53 ТК РФ
1. Комментируемая статья называет основные формы участия работников в управлении организацией. Это не исключает возможность участия работников в управлении в других формах, определенных по соглашению сторон социального партнерства.
К сожалению, положения ст. 53 вступают в противоречие с другими нормами Трудового кодекса, в частности со ст. 27, определяющей основные формы социального партнерства. Приходится констатировать, что ясного представления о сочетании форм социального партнерства и форм участия работников в управлении организацией, которое названо в качестве формы социального партнерства, пока нет.
2. Учет мнения представительного органа работников осуществляется при принятии локальных нормативных актов и осуществлении правоприменительных действий.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов предусмотрен ст. 372 ТК. В силу положений ст. 25, 29, 31 ТК, допускающих непрофсоюзное представительство работников, надо полагать, что установленный указанной нормой порядок должен применяться и в том случае, когда в организации действует иной (не имеющий отношения к профсоюзам) представитель работников. К тому же упоминая принятие конкретных локальных нормативных актов, Кодекс не всегда называет выборный орган первичной профсоюзной организации. Довольно часто он называет представительный орган работников или представителя работников, что в большей мере соответствует как самой идее социального партнерства, так и принципу автономности его сторон, сформулированному Международной организацией труда. В соответствии с последним стороны социального сотрудничества самостоятельно определяют и уполномочивают своих представителей.
3. Исходя из принципа равенства всех профсоюзных организаций (ст. 2 Закона о профсоюзах) все они имеют право на участие в процессе локального регулирования. Из этого следует, что при принятии локального нормативного акта должно учитываться мнение каждой профсоюзной организации. Однако ст. 372 ТК отдает приоритет наиболее представительному профсоюзу, что согласуется с подходом законодателя к определению права на ведение коллективных переговоров. Очевидно, этот подход должен найти более четкое отражение в Трудовом кодексе: по отношению к участию в осуществлении локального регулирования трудовых отношений должны действовать те же правила, которые установлены для реализации важнейшей формы социального партнерства. Иными словами, при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций преимущественным правом на сотрудничество с работодателем по поводу принятия локального нормативного акта должна обладать организация, объединяющая более половины работников. Если такой организации нет, необходимо создавать единый представительный орган.
4. Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников) должно учитываться при принятии (утверждении):
- локального нормативного акта, устанавливающего порядок проведения аттестации;
- перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем;
- графика сменности ;
- локального нормативного акта о разделении рабочего дня на части ;
- локального нормативного акта о размере и порядке выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни;
- локального нормативного акта об установлении дополнительных отпусков;
- локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда;
- расчетного листка ;
- локального акта, устанавливающего конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда ;
- локального акта, устанавливающего конкретные размеры оплаты труда за работу в выходной и нерабочий праздничный день ;
- локального нормативного акта, устанавливающего конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время ;
- локального нормативного акта, устанавливающего систему нормирования труда;
- локального нормативного акта о введении, замене и пересмотре норм труда;
- правил внутреннего трудового распорядка;
- правил и инструкций по охране труда для работников;
- локального нормативного акта, определяющего формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей ;
- норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
- порядка применения вахтового метода;
- локального нормативного акта об увеличении продолжительности вахты до трех месяцев;
- графика работы на вахте.
<1> Статьи 159, 162 ТК предписывают учитывать мнение представительного органа работников.
<2> Статья 221 ТК предусматривает возможность учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Перечень локальных нормативных актов (локальных норм), принимаемых (устанавливаемых) с учетом мнения представительного органа (представителя) работников, можно расширить в коллективном договоре либо соглашении.
5. Учет мнения представителя работников производится и при принятии работодателем правоприменительных решений. При этом в подавляющем большинстве случаев Трудовой кодекс называет выборный орган первичной профсоюзной организации. Необходимость учета мнения непрофсоюзного представительного органа обосновывается так же, как в случае принятия локальных нормативных актов
Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации учитывается при принятии следующих решений:
- о введении и об отмене режима неполного рабочего времени ;
- о привлечении работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 99 (ч. 4 ст. 99);
- о привлечении работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 3 ст. 113 (ч. 5 ст. 113);
- об утверждении графика отпусков (ч. 1 ст. 123).
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при совершении правоприменительных действий не установлен. Не решен и вопрос об учете мнения нескольких выборных органов первичных профсоюзных организаций, действующих в организации. Возможен учет мнения той профсоюзной организации, членом которой является работник, привлекаемый, например, к сверхурочной работе, либо учет мнения наиболее представительной профсоюзной организации.
6. Проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, регламентируется ст. 372 ТК.
Необходимо подчеркнуть, что соответствующее положение комментируемой статьи вступает в противоречие со ст. 27 ТК, определяющей формы социального партнерства и в качестве одной из таких форм называющей взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
7. Получение представителями работников информации предусмотрено для случаев ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения . Работодатель обязан также проинформировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Комментируемая статья по существу устанавливает право представителей работников получать определенную ее ч. 2 информацию независимо от перечисленных случаев. Поскольку не установлено иного, следует полагать, что при наличии в организации нескольких представительных органов каждому из них предоставляется соответствующая информация.
При этом перечень вопросов, по которым работодатель предоставляет информацию, не носит исчерпывающего характера. Как следует из абз. 5 ч. 2 данной нормы, он может быть расширен в учредительных документах организации, коллективном договоре или соглашении.
Определяя состав подлежащей передаче представителям работников информации, можно руководствоваться положениями Рекомендации МОТ № 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» (1967), которая предусматривает предоставление информации по следующим вопросам:
- общие условия занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;
- описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и место конкретной работы в структуре предприятия;
- возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по работе на предприятии;
- общие условия труда;
- правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их применение, и условия, дающие право прибегать к ним;
- социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.);
- системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии;
- положения национальных систем социального обеспечения, распространяющиеся на трудящихся в силу того, что они работают на предприятии;
- общее положение предприятия и перспективы или планы его дальнейшего развития;
- разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение трудящихся на предприятии;
- методы консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и трудящимися и их представителями — с другой.
8. В качестве формы участия работников в управлении организацией предусмотрено обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, возможность внесения предложений по ее совершенствованию.
Исходя из того, что в комментируемой статье рассматриваются формы социального партнерства, т.е. формы взаимодействия объединенных работников и работодателей, очевидно, необходимо полагать, что индивидуальное взаимодействие работника и работодателя этими положениями не охватывается, хотя и не отрицается. Можно согласиться с теми специалистами, которые подчеркивают возможность индивидуального обращения работника к работодателю с просьбой предоставить информацию или с предложениями или жалобами. Однако формой взаимодействия работников и работодателей в рамках системы социального партнерства все-таки выступают действия работодателя и представителя работников.
Перечень вопросов, подлежащих обсуждению, и порядок его проведения должен быть установлен в коллективном договоре, соглашении или по соглашению сторон социального партнерства по конкретному случаю.
9. Правовое значение обсуждения представительным органом работников планов социально-экономического развития организации законодателем не определено. Очевидно, обсуждение должно проводиться, если планы социально-экономического развития принимаются в организации и если процедура обсуждения предусмотрена в коллективном договоре или соглашении.
Представительный орган работников (представительные органы работников, если их несколько) после обсуждения планов может высказать свои замечания и предложения и довести их до сведения работодателя, хотя по буквальному смыслу соответствующей нормы их не обязательно учитывать. Если нет специального указания в коллективном договоре или соглашении, такого рода планы принимаются работодателем единолично, без участия представительных органов работников.
10. Участие в разработке и принятии коллективного договора вряд ли можно рассматривать как форму участия работников в управлении организацией, поскольку коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений называются в качестве самостоятельной формы социального партнерства
11. Часть 3 ст. 53 ТК предусматривает еще одну форму участия работников в управлении организацией. Это внесение представителями работников предложений по вопросам:
- реорганизации или ликвидации организации;
- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
- подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.
Закрепляется и право представителей работников участвовать в заседании органов управления организацией при рассмотрении своих предложений. Порядок участия целесообразно установить в учредительных документах или коллективном договоре. Если это не сделано, то участие представителей работников в конкретном заседании, скажем, правления АО необходимо оформить соответствующим решением (распоряжением).
12. К иным — не основным — формам участия работников в управлении организацией можно отнести:
- участие в работе коллегиальных органов управления организацией;
- создание и деятельность производственного совета
- создание и деятельность комитетов (комиссий) по охране труда
Как уже отмечалось, социальные партнеры совершенно свободны в определении форм своего взаимодействия, в том числе в сфере участия в управлении организацией.
Рубрики
ТК РФ